Для педагогов

Уважаемые коллеги! Предлагаю Вашему вниманию подборку консультаций для работы с родителями Ваших воспитанников по формированию коммуникативных навыков у старших дошкольников. Надеюсь на то, что данные консультации будут интересны и полезны для Вас!
Желаю приятного общения!


Консультация для родителей

«Учим ребенка общаться»

Родителям хочется видеть своего ребенка счастливым, улыбающимися, умеющими общаться с окружающими людьми. Но не всегда ребенку самому удается разобраться в сложном мире взаимоотношений со сверстникам и взрослыми. Задача взрослых – помочь ему в этом.Способность к общению включает в себя:
1. Желание вступать в контакт с окружающими («Я хочу!»).                                                           2. Умение организовать общение («Я умею!»), включающее умение слушать собеседника, умение эмоционально сопереживать, умение решать конфликтные ситуации.                              3. Знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими («Я знаю!»), сохранение независимости ребенка. Каждый человек имеет право на «секреты». В возрасте 3-7 лет ведущей является игровая деятельность, а ведущими потребностями становятся потребность в самостоятельности, новых впечатлениях и в общении.         Большинство родителей уверены в том, что ребенку нужны теплый дом, хорошая еда, чистая одежда, хорошее образование и стараются всем этим обеспечить своих детей. Но не всегда хватает времени, душевных сил и просто знаний о том, как помочь ребенку в его трудностях, как стать не просто родителями, а настоящим другом. В этом поможет игра, например «Зеркало» (повторение движений другого человека), «Зоопарк» (подражание зверям). Отдельно хотелось бы рассмотреть типичные трудности в общении дошкольника – замкнутость, застенчивость, конфликтность, агрессивность и предложить варианты игровой коррекции. Среди причин личностных проблем ребенка могут быть психофизиологические, соматические, наследственные, а также неблагополучные отношения в семье. Важным компонентом благополучного развития ребенка является формирование его адекватной самооценки. Качества адекватной самооценки – активность, находчивость, чувство юмора, общительность, желание идти на контакт.
Советы родителям по формированию адекватной самооценки:
- не оберегайте своего ребенка от повседневных дел, не стремитесь решать за него все проблемы, но и не перегружайте его тем, что ему непосильно.
- не перехваливайте ребенка, но и не забывайте поощрить его, когда он этого заслуживает.
- поощряйте в ребенке инициативу.
- не забывайте поощрять и других в присутствии ребенка.
- показывайте своим примером адекватность отношения к успехам и неудачам.
- не сравнивайте ребенка с другими детьми.

Игры, позволяющие выявить самооценку ребенка. «ИМЯ» - предложить ребенку придумать себе имя, которое бы он хотел иметь, или оставить свое. Спросите, почему нравится или нет имя. Это даст дополнительную информацию о восприятии и принятии имени ребенком. Принципы общения с агрессивным ребенком:
- для начала поймите причины, лежащие в основе агрессивного поведения ребенка: он может привлекать к себе внимание, возможна разрядка накопившейся энергии, стремление завоевать авторитет, используя для этого не самые лучшие средства;
- помните, что запрет, физическое наказание и повышение голоса – самые неэффективные способы преодоления агрессивности;
- дайте ребенку возможность выплеснуть свою агрессивность, сместите ее на другие объекты. Разрешите ему поколотить подушку, помахать игрушечной саблей, разорвать на мелкие кусочки рисунок того объекта, который вызывает злость.
- показывайте ребенку пример миролюбивого поведения.
- пусть ваш ребенок в каждый момент времени чувствует, что вы любите и понимаете его.

Игры на выплеск агрессивности. «Брыкание» - ребенок лежит на спине, ноги свободно раскинуты. Медленно он начинает брыкаться, касаясь пола всей ногой. Ноги чередуются и высоко поднимаются. Постепенно увеличиваются сила и скорость брыкание. На каждый удар ногой ребенок говорит «Нет», увеличивая интенсивность удара.

Застенчивость. Последствия:
- препятствует тому, чтобы встречаться с новыми людьми, заводить друзей и получать удовольствие от приятного общения;
- удерживает человека от выражения своего мнения и отстаивания своих прав;
- не дает другим людям возможности оценить положительные качества человека;
- усугубляет чрезмерную сосредоточенность на себе и своем поведении;
- мешает ясно мыслить и эффективно общаться;
- сопровождается переживаниями одиночества, тревоги и депрессии.

Помощь ребенку в преодолении застенчивости – разрешима, пока ребенок еще маленький. Т. к. с возрастом у застенчивого ребенка складывается определенный стиль поведения, он начинает отдавать себе отчет в этом своем «недостатке».
Игры: рисуночная игра «Какой я есть и каким бы я хотел быть»; «Магазин игрушек», «Сборщики»
Советы родителям замкнутых детей. Замкнутый ребенок в отличие от застенчивого не хочет и не знает, как общаться.
- расширяйте круг общения вашего ребенка, приводите его в новые места и знакомьте с новыми людьми;
- подчеркивайте преимущества и полезность общения, рассказывайте ребенку, что нового и интересного вы узнали, а также какое удовольствие получили, общаясь с тем или иным человеком;
- стремитесь сами стать для ребенка примером эффективно общающегося человека;
- если вы заметили, что, несмотря на ваши усилия, ребенок становится все более замкнутым и отстраненным, обратитесь за квалифицированной помощью.


Консультация для родителей

"Развитие диалогической речи дошкольников с использованием игр драматизаций"

Проблема развития диалогической речи детей остается одной из актуальных в теории и практике логопедии, поскольку речь, являясь средством общения и орудием мышления, возникает и развивается в процессе общения.Общение возникает ранее других психических процессов и присутствует во всех видах деятельности. Оно оказывает влияние на речевое и психическое развитие ребенка, формирует личность в целом. Исходной формой коммуникативной речи является диалог, который рассматривается как обмен партнеров высказываниями-репликами. Диалогическая форма общения способствует активизации познавательно-мыслительных процессов. При недостаточном общении темп развития речи и других психических процессов замедляется и снижается уровень общения. С самого раннего возраста ребенка в диалог вовлекает взрослый. Далее этот опыт речевого общения ребенок переносит во взаимоотношения со сверстниками. У старших дошкольников ярко выражена потребность в общении, потребность во внимании сверстника, желание донести до партнера цели и содержание своих действий. Но дети с общим недоразвитием речи (ОНР) испытывают большие трудности в общении. Диалогическая речь, которой дошкольник овладевает в первую очередь, имеет свои особенности, проявляющиеся в использовании языковых средств, допустимых в разговорной речи. Поэтому развитие диалогической речи играет ведущую роль в процессе речевого развития ребенка. Полноценное развитие диалогической речи у детей с ОНР возможно только при создании самых благоприятных условий для совместной деятельности ребенка и взрослого. По данным А.Г. Рузской это организация речевой среды, общение взрослых между собой, взрослых и детей, детей друг с другом.
А.Г. Рузская предлагает на специальных занятиях по развитию диалогической связной речи использовать прием подготовленной беседы и прием театрализации (имитации и пересказа). Подготовленная беседа направлена на то, чтобы, во-первых, научить детей беседовать: выслушивать речь собеседника, говорить понятно для собеседника, во-вторых, отрабатывать произносительные и грамматические навыки, уточнять смысл известных малышам слов.
Значение игры как деятельности для дошкольника трудно переоценить, поскольку она удовлетворяет биологические, духовные и социальные потребности развивающейся личности ребенка. Игры с успехом могут применяться не только на занятиях, но и в повседневной жизни ребенка, обещая обеспечить развитие диалогической речи в эмоционально привлекательной для детей форме.
К игровым упражнениям в диалоге можно отнести любую игру (дидактическую, подвижную, сюжетно-ролевую, драматизацию), правилами или сюжетом которой предусмотрено речевое взаимодействие, обмен высказываниями, передачу литературных текстов по ролям.
Особая роль отводится играм-драматизациям, ведь именно в них необходимо точное и эмоциональное воплощение взятой на себя роли, на умение ставить себя на место героев произведения, проникаться их чувствами и переживаниями.
Игра-драматизация – является благодатным полем для закрепления и формирования диалогических умений. Чем богаче, разнообразнее диалог в игре, тем выше уровень игрового творчества детей. Развивая игровое взаимодействие детей в игре (ролевые диалоги), педагог не только целенаправленно обогащает игру детей, но и формирует все стороны диалога. И наоборот, развивая у детей умения пользоваться всеми функциональными видами диалогических реплик и соблюдать существующие правила поведения в диалоге, воспитатель содействует развитию игры-драматизации. Как известно, игры-драматизации пользуются у детей неизменной любовью. Ребёнок чувствует себя более раскованно, свободно и естественно, кроме этого здесь проявляется необыкновенно развитый инстинкт подражания. Именно поэтому как основное направление в коррекционной работе по развитию диалогической речи у детей с ОНР мы выделяем использование игр-драматизаций В процессе организации этих игр у детей развиваются организаторские умения и навыки, совершенствуются формы, виды и средства общения. Дети в игре присматриваются друг к другу, оценивают друг друга и в зависимости от таких оценок проявляют или не проявляют взаимные симпатии. С детьми, не соблюдающими установленных правил в игре, демонстрирующими отрицательные черты характера в общении, сверстники отказываются иметь дело. Дети учатся ориентироваться на реакции собеседников, зрителей и учитывать их в своих собственных действиях. Это важно для того, чтобы суметь быстро сориентироваться, овладеть собой в трудной ситуации, которая может сложиться во время выступления, например: кто-то из участников забыл свои слова, перепутал очередность и т.д.
Роль педагога в организации и проведении таких игр очень велика. Она заключалась в том, чтобы поставить перед детьми достаточно четкие задачи и незаметно передать инициативу детям, умело организовать их совместную деятельность и направить ее в нужное русло; не оставлять без внимания ни одного вопроса, как организационного плана, так и вопросов, касающихся лично каждого ребенка (его эмоций, переживаний, реакции на происходящее); на трудности, с которыми дети сталкиваются.
Таким образом, можно говорить о том, что успешному развитию диалогической речи у детей с общим недоразвитием речи способствует работа с использованием игр – драматизаций.


Консультация для родителей


«О роли родителей в развитие речи ребенка»


- Ты, посмотри, вот Лика, соседская девочка, как говорит хорошо, не остановишь! А мой, хоть ей и ровесник, а говорит так, словно каша во рту!
Достаточно часто приходится слышать от родителей подобного рода высказывания с нотками неудовольствия и раздражения. А откуда берётся «каша во рту?» Как самостоятельно помочь малышу овладеть правильной речью? На что следует обратить внимание? На эти вопросы мы и попытаемся ответить. «Каша во рту» может быть результатом нарушений в строении артикуляционного аппарата: отклонения в развитии зубов, неправильное расположение верхних зубов по отношению к нижним и др. Чтобы это предупредить, очень важно следить за состоянием и развитием зубочелюстной системы и вовремя обращаться за консультацией к стоматологу. Так же искажённое звукопроизношение может быть следствием нарушенного мышечного тонуса артикуляционного аппарата. И тут уже необходима консультация учителя-логопеда и психоневролога.
Особое внимание следует обратить на слух. Слуху принадлежит важная роль в овладении ребенком речью, в правильном и своевременном усвоении звуков. Слыша речь, отдельные слова, звуки, ребенок начинает и сам произносить их. Даже при незначительном снижении слуха он лишается возможности нормально воспринимать речь. Поэтому родителям очень важно обращать внимание на развитие слуха малыша. Необходимо оберегать слух ребенка от постоянных сильных звуковых воздействий (включенные на полную громкость радио, телевизор), а при заболеваниях органов слуха своевременно их лечить.
Взрослые должны помочь ребенку овладеть правильным звукопроизношением, но не следует форсировать речевое развитие. Так же вредно нагружать его сложным речевым материалом, заставлять повторять непонятные ему слова, заучивать сложные по форме, содержанию и объему стихотворения, читать художественные произведения, предназначенные детям более старшего возраста.
Ребенок овладевает речью по подражанию. Поэтому очень важно, чтобы взрослые следили за своим произношением, говорили не торопясь, четко и правильно произносили все звуки и слова.
Нередко причиной неправильного звукопроизношения является подражание ребенком неправильной речи взрослых, старших братьев, сестер, сверстников, с которыми малыш часто общается. Не способствует развитию речи ребенка частое употребление слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами, а также слов, недоступных для его понимания или сложных по звукослоговому составу. Ни в коем случае не ругайте малыша за его плохую речь и не требуйте от него немедленного верного повтора трудного для него слова. Такие методы приводят к тому, что ребенок вообще отказывается говорить, замыкается в себе. Исправлять ошибки нужно тактично, доброжелательным тоном.
Занимаясь с ребенком дома, читая ему книгу, рассматривая иллюстрации, предложите ему ответить на вопросы по содержанию текста, пересказать содержание сказки (рассказа), ответить, что изображено на картинке. В том случае если ребенок допустит ошибки, не следует его перебивать, предоставьте ему возможность закончить высказывание, а затем уже исправьте его ошибки.
Очень часто дети задают нам разные вопросы. Порой на них трудно сразу найти правильный ответ. Но отмахиваться от вопросов ребенка не стоит. В этом случае можно пообещать дать ответ позже, когда ребенок поест (погуляет, выполнит какое-либо задание и т. п.), за это время вы сможете подготовиться к рассказу. Тогда малыш получит правильную информацию, увидит, в лице родителей, интересного для себя собеседника и будет стремиться к общению.
В семье для ребенка необходимо создавать такие условия, чтобы он испытывал удовлетворение от общения со взрослыми, получал от них не только новые знания, но и обогащал свой словарный запас, учился правильно строить предложения, четко произносить звуки и слова, интересно рассказывать.
Примером создания такой обстановки может послужить полный или хотя бы частичный отказ от просмотра телефильмов и телепередач в присутствии ребенка, исключение, пожалуй, может составлять детская передача "Спокойной ночи малыши" и только в качестве подготовки ко сну. И как замечают сами родители, общение с ребенком становится более длительным, осознанным и наполненным развивающими играми, занятиями, совместным творчество




Консультация для родителей

«Воспитание навыков культуры поведения и общения».

Обучение детей дошкольного возраста, прежде всего, происходит в семье. У ребёнка, поступившего в детский сад, этот круг расширяется, добавляется общение со сверстниками. С воспитателем и другими работниками дошкольного учреждения.
Каковы же пути и средства воспитания у детей культуры общения?
В детском саду маленькому ребёнку прививают навыки, которые связаны с выполнением режима, с самообслуживанием и гигиеническими требованиями. Он должен освоить необходимый порядок действий и их характер в каждой конкретной ситуации, иначе у него не выработается положительный стереотип поведения.
По мере взросления ребёнка, расширяет, и круг правил, усваивая которые он конкретизирует свои знания. Например, воспитанников детского сада знакомят со следующими правилами: как вести себя на занятиях; как вести себя на улице, в транспорте; как вести себя во время разговора с взрослыми и сверстниками; правила вежливости и т.д. Чтобы руководствоваться ими, ребёнку недостаточно знать. Важно, чтобы в семье выполнение этих правил было обязательным.
Если родители требуют, чтобы ребёнок благодарил за услугу, вежливо обращался с просьбой, убирал за собой вещи и игрушки, то эти действия, повторяясь ежедневно, из обязательных, совершаемых под влиянием взрослого, постепенно превращаются в привычные, вытекающие из внутренней необходимости поступать именно так, а не иначе.
Полезно упражнять детей в выполнении правил и в естественных, и в специально создаваемых ситуациях. Использовать для этого различные поручения, задания, игры.
Четырёхлетнему ребёнку поручают сходить к соседу и попросить что-нибудь, при этом напоминают ему, как обращаться с просьбой, выразить признательность друг другу.
- Прежде чем войти, не забудь спросить разрешения об этом. Поздоровайся со всеми, а потом вежливо скажи: «Дайте, пожалуйста…» Не забудь о слове «пожалуйста», затем скажи «спасибо». Говори чётко и ясно, чтобы тебя услышали и поняли.
Эти же требования для ребёнка постарше не звучат столь прямолинейно, а выражаются в форме вопросов «Прежде чем войти к соседям, что нужно сделать? Как ты обратишься с просьбой? Если Мария Павловна с кем-то разговаривает, как ты поступишь?»
Когда ребёнок выполнит поручение, можно спросить его: «Расскажи. Как ты выполнил мою просьбу. Был ли ты вежлив? Почему ты так думаешь?» это побуждает его проанализировать собственное поведение.
Только убедившись в том, что ребёнок знает и понимает правила, можно
требовать от него соответствующих форм поведения
Дети среднего и старшего возраста не нуждаются в частых напоминаниях, они многое знают и умеют. Указания рассчитаны на более высокую самостоятельность: «Надеюсь, ты был вежлив. Проверь , всё ли ты сделал как надо. Посмотри на себя в зеркало, всё ли у тебя в порядке».
Руководя поведением детей, приходится прибегать и к замечаниям. Как делать замечания, чтобы они не вызывали сопротивления? Здесь важны такт и доброжелательность взрослого, учёт индивидуальных особенностей детей, конкретной ситуации. В одном случае можно мягко, но требовательным тоном, не допускающим возражений, сказать: «Так не обращаются к старшим! Полагается называть взрослых на «вы»». В другом – сделать замечание: «Как же ты так мог? Это не похоже на тебя». В третьем – воздержаться от замечания, но при случае напомнить: «Ты вёл себя не хорошо. Мне пришлось краснеть за тебя». В четвёртом – спросить: «Как ты думаешь, ты хорошо себя вёл?» Любое воздействие – приказ или указание, запрет или просьба, совет или напоминание, предупреждение или отказ – должно опираться на сознание ребёнка, предусматривать уважение к нему, как к развивающейся личности.
Маленькие дети не всегда способны вникать в суть объяснений, а обычные требования иногда не доходят до них. В таких случаях родителям необходимо рекомендовать игровые приёмы.
Но использовать знакомые потешки, меткие сравнения из любимых художественных произведений. Волшебное воздействие оказывают на детей юмористические стихи Г. Ладонщикова из книги «Про знакомые дела». Кому хочется слышать намёк на неопрятность?!
Я под краном руки мыла,
А лицо помыть забыла,
Увидал меня Трезор,
Зарычал: «Какой позор!»
Родителям рекомендуют использовать и такие произведения, как «Мойдодыр», «Федорино горе» К.И. Чуковского, «Девочка чумазая» А.П. Барто, «Что такое хорошо, что такое плохо» В.В. Маяковского, «Неумейка» Я. Акима и многие другие.
Детям дошкольного возраста полезно раскрывать нравственный смысл отдельных правил. Они уже способны понять, что правила необходимо выполнять, так как в них заложено уважение к труду взрослых, к покою, удобству, отдыху окружающих и т.д.
Родители должны помочь уяснить, почему воспитанный человек поступает так, а не иначе.
Психологической особенностью дошкольника является его стремление к подражанию. Особенно действенен пример в сочетании со словом взрослого: «Антон поступил как гостеприимный хозяин – предложил гостю стул и вежливо предложил гостю сесть». Воздействие от такого приёма усиливается, если ещё и подкрепляется оценкой взрослого: «Поступил хорошо», «Это по-товарищески», «Можно гордиться поведением Жени».
Руководя поведением детей, важно подходить к этому творчески, что проявляется в умении понимать ребёнка и находить решения в выборе средств воздействия. В любом случае, взрослый должен предвидеть реакцию на избираемый им метод воздействия. Детей застенчивых приходится подбадривать, терпеливо напоминать о соблюдении правил: «Не забудь поблагодарить», «Поздоровайся так, чтобы тебя все слышали». Такие дети особенно нуждаются в поощрении добрым словом, являющимся стимулом самоутверждения, преодоления робости. Капризные, упрямые - лучше реагируют на игровые приёмы, добрую шутку, потешку.
Для прочного усвоения знаний необходим контроль за поведением ребёнка в игровой, учебной, трудовой деятельности, в повседневной жизни, в общении со сверстниками и взрослыми. Однако, контроль не должен быть навязчивым, с указаниями типа: «Так не полагается», «Извинись», «Уступи», «Проверю, как ты себя будешь вести» и т.д.
Руководство поведением детей должно сочетаться с предоставлением им разумной самостоятельности. Когда они овладеют правилами культуры поведения и общения, то будут вести себя так, как их учили, и в отсутствии взрослого.


Комментариев нет:

Отправить комментарий